Календарь событий

Парламентские слушания: «Стратегическое развитие отраслей сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения и меры государственной поддержки»
16 октября 10:00-13:00
Место: г. Москва, здание Госдумы, Малый зал, проход через подъезды №10 (Георгиевский пер., д.2) и №2 (Охотный ряд, д.1).

Для отечественных производителей сельскохозяйственной техники необходимо расширить программу субсидированного кредитования, а также установить систему государственного заказа. При этом власти должны обратить внимание и на другие отрасли специализированного машиностроения. Такие рекомендации прозвучали 16 октября на парламентских слушаниях в Государственной Думе.

 

Ознакомиться с документами парламентских слушаний

 


Открыл слушания Депутат Госдумы, председатель Экспертного совета по законодательному обеспечению сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Зобнев, отметив значимость технического и технологического перевооружения в сельском хозяйстве.

Он уверен, что сельское хозяйство за последние годы получило серьезный импульс для развития. По словам Виктора Зобнева, в отрасли более 30 видов господдержки, в числе которых субсидирование покупки техники и организации хозяйств: «Мы продвинулись по многим направлением сельхозмашиностроения - ведущей отрасли экономики».

Депутат подчеркнул, что проведение слушаний должно поспособствовать дальнейшему развитию не только сельскохозяйственного, но также строительно-дорожного и пищевого машиностроения.

 

Субсидировать — только отечественное?

 

В сельском хозяйстве сегодня более 30 видов поддержки. Один из них — действующая с 2013 года так называемая программа 1432 - по номеру соответствующего постановления Правительства. По ней государство компенсирует производителям скидки в размере 15-20 процентов, которые они дают аграриям на покупку сельхозтехники. За несколько дней до парламентских слушаний стало известно, что на финансирование программы до конца 2017 года добавят ещё два миллиарда рублей. С такой инициативой Министерства промышленности и торговли 13 октября согласился Президент РФ Владимир Путин.

 

От борьбы за «нулевой голод» к «умной еде»

 

В России около полутысячи предприятий специализированного машиностроения, на них трудятся 375 тысяч человек, рассказал председатель отраслевой ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин. Лучше всего обстоят дела с сельскохозяйственной техникой: с 2013 года благодаря этой госпрограмме доля российских машин на рынке увеличилась с 24 до 56 процентов.

Бабкин полагает, что ещё больше улучшит ситуацию механизм льготного кредитования на покупку специализированной техники и оборудования, аналогичный тому, что есть в автопроме. По подсчётам эксперта, на его реализацию в бюджете-2018 следует предусмотреть 7,8 миллиарда рублей. При этом аграрии должны получать от Минсельхоза субсидии по кредитам исключительно на технику российского производства.

Властям регионов также надлежит дотировать приобретение только отечественной спецтехники, уверен глава ассоциации. «Мы сделаем наше сельское хозяйство технологически продвинутым, если будет господдержка за спиной», — резюмировал Бабкин.

В ответ на это предложение представитель Министерства сельского хозяйства Пётр Чекмарев объяснил, что для стабильного развития сельского хозяйства ежегодно необходимо закупать 56 тысяч тракторов, а не 11-12 тысяч, как сейчас. «Мы не можем не субсидировать покупку иностранных тракторов, потому что в России производится 6,5 тысячи таких машин», — сказал чиновник.

Члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадия Кулика тревожит, что сельскохозяйственной техники в последние годы списывается значительно больше, чем покупается: «Мы отстали от соседей так, что называть эти цифры стыдно. Обеспеченность техникой в расчёте на один гектар пашни — 1,6 лошадиной силы. Это значительно ниже, чем в Казахстане, Белоруссии и Европе».

Необходимы программа, план, система, причём производитель сельхозтехники должен быть уверен, что мы закупим у него технику.

По мнению депутата, в федеральном бюджете требуется разделить средства, которые выделяются на техническое перевооружение и на поддержку аграриев.

По словам председателя думского Комитета по аграрным вопросам Владимира Кашина, более половины используемых в России комбайнов и тракторов — старше 10 лет. «Трактор, отработавший 10 лет в поле, малоэффективен. Эту ситуацию нам надо вместе менять, делать всё, что даст возможность сельхозпроизводителю, владельцам полей и ферм, спокойно заказывать ту технику, которую производят наши сельхозмашиностроители… Необходимы программа, план, система, причём производитель сельхозтехники должен быть уверен, что мы закупим у него технику», — высказался депутат. Без серьёзного межведомственного планирования не обойтись, добавил он.

 

Полумер полуприцепам не хватит

 

Если с отечественной сельхозтехники ситуация выправляется, то производство другой специализированной техники — прицепов и полуприцепов — падает. Так, в 2015 году доля отечественной продукции в этой подотрасли достигла 63 процентов, но по итогам 2017-го она может упасть до 39 процентов.

По мнению Константина Бабкина, это связано с тем, что в страну «идёт автохлам». В этой связи он выступил за введение утилизационного сбора на полуприцепы из-за границы.

В проекте рекомендаций по итогам слушаний содержится ещё одна мера — запрет перевозки опасных грузов прицепами и полуприцепами, с момента выпуска которых прошло более 10 лет.

Первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг обратил внимание участников слушаний на то, что в поддержке нуждается и производство строительно-дорожной техники, рынок которой в 1,5 раза больше.

Так, если рынок сельхозтехники за четыре года увеличился со 125 миллиардов до 185 миллиардов рублей, то в случае со строительно-дорожной прирост за этот же период составляет всего 25 миллиардов (293 миллиарда в 2013 году и прогнозируемые 318 миллиардов в 2017-м).

«Если государство уделит строительно-дорожной технике хотя бы половину того внимания, которое уделяет сельскохозяйственной, ситуация изменится. Каков подход Минпромторга к отраслям, такие и результаты», — отметил Гартунг.

Геннадий Кулик предложил не останавливаться на парламентских слушаниях и провести «круглые столы», на которых производители техники вместе с парламентариями, представителями Минсельхоза и Минпромторга договорятся о синхронизации работы. Его поддержал член Комитета нижней палаты по аграрным вопросам Игорь Станкевич. «Необходима постоянная дискуссионная площадка, которая в свободном режиме сможет изучить проблемы отрасли и прийти к общему знаменателю», — считает законодатель.