05 марта 2024

Полуприцепы отцепились

Спрос на российские полуприцепы стал замедляться после рекордного результата 2023 года, констатируют машиностроители. Пока продажи еще показывают рост относительно прошлого года, но нынешний уровень ставки ЦБ уже привел к отказам от техники. Отечественные игроки предлагают вернуть отмененные госсубсидии на поддержку спроса на полуприцепы, а также увеличить барьеры для импорта.

 

Российские производители полуприцепов в январе увеличили продажи на 40%, до 1,57 тыс. штук, подсчитали в «Росспецмаше» (75% производителей техники). В ассоциации полагают, что рост «инерционный», указывая на необходимость «не допустить снижения выпуска и продаж продукции по сравнению с результатами прошлого года».

В 2023 году, говорят в ассоциации, отгрузки выросли на 44%, до 21,4 тыс. штук.

Весь рынок же, по данным НАПИ, вырос на 55,1%, до 43,8 тыс. штук — это рекордный объем за последние годы.

Доля отечественных производителей, по предварительной оценке «Росспецмаша», упала с 79% до 72%, а импортные поставки новых и бывших в эксплуатации полуприцепов на российский рынок за 2023 год выросли на 125% в штуках (12,7 тыс. единиц) и 139% в деньгах ($497 млн). В ассоциации указывают, что высокая база 2023 года, значительное удорожание лизинга на фоне ставки ЦБ, а также рост издержек могут привести к сокращению производства и отгрузок российских полуприцепов.

В «Росспецмаше» призывают увеличить размер скидки по программе льготного лизинга с 10% до 20–30% в зависимости от вида прицепной техники.

Также в ассоциации считают, что развитию «российского прицепного машиностроения в предыдущие годы» помогло введение утилизационного сбора. В дальнейшем необходимо «развивать инструменты по защите российского рынка от импортной продукции, реализуемой по ценам на грани или за гранью себестоимости».

Гендиректор «Тонара» Денис Кривцов говорит, что в январе в основном шли отгрузки предоплаченных заказов.

«Есть понимание, что спрос будет сокращаться из-за нынешнего уровня ставки ЦБ,— прогнозирует он.— Способствовать активизации спроса могло бы распространение льготного лизинга на полуприцепы. Сейчас рынок замедляется, а также сокращаются продажи наиболее дорогих импортных предложений».

Он отмечает, что «Тонар» рассчитывает сохранить рост продаж. Денис Кривцов поддерживает повышение утильсбора для поддержки российских игроков, отмечая, что «в Китае созданы огромные мощности, которые позволяют выпускать много техники и не особо считаться с ценой и себестоимостью для развития экспорта».

Российские альтернативы есть практически во всех сегментах прицепной техники, говорит гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев.

Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев говорит, что основным сдерживающим фактором на рынке коммерческих прицепов сейчас является стоимость кредитных средств. «По лизинговым договорам они в моменте достигают 20% годовых,— поясняет он.— И это еще при условии первоначального взноса, что ставит вопрос о рентабельности бизнеса грузоперевозок в целом».

После «прошлогоднего ажиотажа сейчас наблюдается насыщение рынка как за счет параллельного импорта, так и значительного числа отечественных производителей», говорит Игорь Чернышев.

Источник: Коммерсантъ