Крестьянская Русь, 21.09.2011
Компания CLAAS была первым крупным зарубежным производителем сельскохозяйственной техники, который решился создать собственное производство в России, под Краснодаром. Случилось это 8 лет назад, в 2003 году. Как сегодня себя чувствует немецкий гигант сельскохозяйственного машиностроения на российской земле? Об этом рассказывает генеральный директор завода "Клаас" на Кубани" Ральф Бендиш.
Господин Бендиш, когда CLAAS решил строить завод в Краснодарском крае, планы немецкой компании на сто процентов совпали с планами российской власти, которая именно этого и хотела - чтобы крупнейшие мировые производители приходили к нам, строили свои предприятия с последующее локализацией производства. Абсолютное совпадение интересов. Но одно дело провозглашать какие-то цели на словах, а другое - реальность. У меня вопрос к вам как к руководителю российского предприятия, решающего каждый день огромное количество проблем. Каково ваше ощущение: та экономическая и политическая система, в которой вы работаете, она враждебна к вам? Или безразлична? Или она дружелюбна в соответствии с установками российского политического руководства?
- Я думаю, что можно согласиться со всеми вариантами одновременно - и дружелюбна, и враждебна. И безразлична тоже. Вы правильно говорите: привлечение на российский рынок крупных компаний, чтобы они здесь создавали производства и таким образом поднимали российское машиностроение с какой-то точки - может, не с нулевой, но с довольно низкой -на новый технологический уровень, который является стандартным по всему миру, - это актуальная задача для России. Причем не обязательно привлекать именно иностранный капитал, это может быть и российский капитал, который тоже может создавать производства, рабочие места, добавленную стоимость. Все это полезно и желаемо для экономики России.
Но, к сожалению, при всем том мы чувствуем и безразличие, и иногда враждебность со стороны системы, в которой нам приходится работать. Но это относится не только к нашей отрасли или конкретно *к нашему предприятию в частности. Если посмотреть на российскую систему инспекций, проверок и так далее - всего этого так много, что если бы они все пришли в течение одного года, то ничем другим уже можно и не заниматься, только их и обслуживать. Насколько я знаю, существует 49 различных инспекций. Их цель - лишь покарать, а не предупредить и помочь. Я думаю, что такая система абсолютно враждебна по отношению ко всем, кто занимается бизнесом. Вести в России бизнес трудно, потому что он всегда зависит от внешних условий. А каковы эти условия в России? За то время, пока я здесь работаю,минимум два раза в год менялось таможенное законодательство, регулирующее ввоз готовых изделий, комплектующих и так далее. Создали Таможенный союз, но долгое время никто не знал, что это такое и как с ним работать. Сначала вводят какие-то нормы, а потом смотрят: а как же они будут действовать? Дескать, давай попробуем, а там видно будет. А на местах таможенники говорят: у нас нет инструкции, закон есть, а инструкции нет. А как быть, если корабль, поезда с комплектующими уже в пути, когда грузовики стоят у ворот и надо их растаможить? А у них нет инструкции. А в другой раз у них нет автомобиля, чтобы приехать к нам и снять пломбу с контейнеров: "У нас нет транспорта, пришлите машину". Что? Какую машину? "Пришлите машину, вы обязаны". Я еще и обязан? Я одному такому чиновнику написал письмо (кстати, его уже сняли): если я обязан, то укажите мне параграф в Таможенном кодексе, и если вы правы, то присылайте банковские реквизиты, куда перечислить деньги за перевозку инспектора. Может, нам потому иногда и туго, что мы не умеем "договариваться". Таможня нас называет "сухой компанией".
- Что это значит?
- Взять с нас нечего.
- А остальные как называются?
- Не знаю, но мы - "сухие". Это же хорошо! Очень хорошо, что есть такие компании, которые могут себе позволить не идти на поводке, которые сопротивляются. И я занимаю в этом вопросе жестко принципиальную позицию: я никаких взяток не беру и никому их не даю. Мы хотим работать в России. И, с одной стороны, нам все говорят, что тоже хотят жить с нами дружно, но с другой - мы постоянно с кем-нибудь судимся. У таможни один процесс мы выиграли, теперь дело пошло в Высший арбитражный суд. Потом начали судиться с пожарными. Завтра и послезавтра еще четыре проверки придут...
- Как вы оцениваете сегодняшнюю востребованность на российском рынке той техники, которую вы производите? Или, другими словами, какова динамика складских остатков на вашем предприятии? Я знаю, что в конце 2009 года на вашем заводе скопилось большое количество непроданных комбайнов.
- Да, тогда накопилось очень много техники. Непосредственно перед кризисом 2008 года мы да и все остальные производители сельхозтехники были полны оптимизма, все работали на пределе возможностей.
- Сколько комбайнов вы произвели в 2008 году?
- Семьсот при максимальной мощности нашего сборочного производства в 1000 машин. Это был самый успешный для нас год. А на следующий год нам пришлось снизить производство на 90 процентов, и еще год мы отгружали то, что было произведено заранее. В 2011 году нам удалось все продать - реализовано более 400 комбайнов, произведено 250 машин. В следующем году мы планируем выйти на уровень производства 2008 года. В перспективе, в 2014-2015 году, мы планируем значительно расширить наш завод и увеличить производство до двух тысяч комбайнов в год. Для этого производственные площади будут увеличены в 8-10 раз.
- Площади - в 10 раз, а мощность - в 2 раза?
- Да, потому что мы хотим значительно углубить локализацию производства. Сегодня мы в России занимаемся исключительно сборкой. Покупаем три тысячи наименований комплектующих в разных странах мира, основная часть пока еще идет из Германии, но очень много деталей поступает из Франции, Чехии, Венгрии и из России тоже. А новый завод будет осуществлять полный технологический цикл, то есть мы сами будем изготавливать многие комплектующие. Грубо говоря, в начале производства на завод будет поступать лист металла, а в конце выходить комбайн.
- Вы хотите сказать, что все то, что сегодня изготавливается на заводе CLAAS в Германии, в перспективе будет производиться в России?
- Теоретически - да, практически, наверное, не все, но большая часть.
- А сталь-то где будете покупать?
- На мировом рынке. Если японская сталь будет дешевле, чем российская, мы будет покупать японскую сталь. Если немецкая окажется дешевле, тогда будет немецкая. Кстати, по существу она может быть и российского происхождения, но проданная в Германию. Система продаж и торговых наценок в России очень странная. Нередко в развитых европейских странах можно купить товары более высококачественные и дешевле, чем здесь. Могу вас уверить, я знаю, о чем говорю, ибо мы проанализировали более трехсот российских компаний - производителей какой-то продукции машиностроения, которая может быть нам нужна. Из них сегодня мы имеем договоры на поставку менее чем с десятью компаниями. У нас были случаи, когда какое-то изделие, которое мы покупаем в Германии, стоит в пять раз дешевле, чем здесь, в России. Где здесь экономический смысл? Нет его.
- Как вы считаете, в чем конкурентные преимущества техники CLAAS перед другими именитыми производителями?
- Нельзя сказать, что наши конкуренты производят плохую технику. Я всегда говорю: если бы она была плохая, наших конкурентов не было бы на рынке. Можно провести аналогию с автомобильным рынком - в России присутствуют все немецкие автопроизводители. Спросите владельца BMW, почему он ездит именно на этой машине. Он ответит: потому что это лучшая машина. То же самое вам скажет владелец и "Ауди", и "Мерседеса", и "Фольксвагена". Примерно так и в нашей отрасли. Решение должен принимать потребитель, который скажет: мне больше всего подходит John Deere. Или CLAAS. Или что-то еще. Потребитель будет решать исходя из разных параметров. Я думаю, что в нашем бизнесе нельзя продавать технику, как из каталога - купил и до свидания. Огромное значение имеет и сервисная служба. CLAAS присутствует на рынке России с 1992 года, и с тех пор мы не продали еще ни одного комбайна, который не обеспечили бы сервисом. Я думаю, что это и есть одно из самых больших преимуществ нашей техники, которое и создало нашу репутацию.
Во-вторых, большое значение имеет соотношение цена - качество. И тут тоже каждый решает сам. Кто-то может сказать: не могу купить комбайн за шесть миллионов, у меня только четыре. Ну, тогда выбирай себе технику за четыре миллиона, на рынке все есть, любые потребности могут быть удовлетворены.
Антон Разумовский