Директор ООО «Навигатор – Новое Машиностроение» Артем Галицкий – о менталитете российского потребителя, проблемах отечественных машиностроителей и перспективах продвижения пермской сельхозтехники на зарубежные рынки.
16.09.2013, Виктор Казеев, Газета "Business-class"
Артем Григорьевич, компания «Навигатор – НМ» уже несколько лет производит сельскохозяйственную и снегоуборочную технику. Расскажите, какие основные проблемы машиностроительной отрасли, на ваш взгляд, существуют в Перми и в стране в целом.
– Промышленность условно можно разделить на перерабатывающую и природопользовательскую. Машиностроение является классической перерабатывающей отраслью. В России вся экономика заточена на развитие отраслей природопользования, а «переработчикам» приходится тяжело. Хотя по-настоящему богатой страну делает именно развитая «переработка». Этому есть масса примеров в экономической истории.
Наш рынок (сельхоз- и коммунальной техники – прим.) является достаточно открытым и мало чем отличается от потребительского: много игроков, большая конкуренция. Потребительские предпочтения точно так же нацелены на то, чтобы покупать иностранное. При прочих равных условиях русский человек не хочет покупать русское. Это глобальная и серьезная в моем понимании проблема.
Советская, а потом и российская промышленность долгое время не была нацелена на то, чтобы массово производить качественный товар. Отечественные производители в большинстве случаев отстают от иностранных коллег с точки зрения применяемых технологий. А конкурировать приходится на открытом международном рынке без поддержки государства. Поэтому необходимо догоняющее развитие, надо вкладываться в производство и качество и доказывать, что мы не хуже иностранцев. Этим живет наша компания.
Расскажите, пожалуйста, об истории компании.
– Производство существует с конца 90-х годов. Оно создавалось как международный проект под надзором иностранных консультантов. На первом этапе его развития в Перми осуществлялась только лицензионная сборка техники, однако постепенно шел процесс локализации производства. Нынешняя команда собственников пришла на предприятие в 2008 году. Оно тогда было не в очень хорошем состоянии, пришлось начинать все практически заново. Сейчас наша сельскохозяйственная техника работает, без преувеличения. по всей стране – от Калининграда до Камчатки.
В каком состоянии производственная база сейчас?
– У нас полный цикл – от резки листа до покраски и сборки машин. Парк оборудования за последние 5 лет полностью обновлен. Та же ситуация с инфраструктурой: реконструировано или сделано заново почти все, начиная от полов в производственных помещениях, заканчивая скоростным интернетом. Мы создали комфортные условия для эффективной работы персонала. Это важно, и это дает результат!
Но процесс развития не останавливается – это относится и к совершенствованию технологий и к разработке новых изделий. Важнейшее направление приложения усилий – развитие собственного конструкторского бюро. В работе постоянно находится не менее 4 новых проектов. В некоторых случаях мы совершенствуем уже выпускаемые изделия, в некоторых делаем что-то принципиально новое. Сейчас среди прочих разрабатываются изделия, полных аналогов которых в мире нет. Мы постепенно выходим на уровень создания машин, начиная с идеи. Это делают немногие.
Как пришла мысль производить еще и снегоуборочную технику помимо аграрной?
– Рынок сельхозтехники имеет свою специфику. Во-первых, сезонность. Зимой приходится работать «на склад», под прогноз. Во-вторых, зависимость от погоды, урожая, уровня господдержки. И мы поняли, что необходима диверсификация: новый рынок, новый товар. И спрос должен быть сдвинут на зимний сезон. Так пришла идея со снегоуборкой.
Доля выручки от продажи коммунальной техники пока очень мала. По итогам прошлого года она составила менее 5% от общего объема. Однако мы верим в это направление, расширяем линейку и постепенно формируем себе имя на рынке снегоуборочных машин. Думаю, этой зимой на улицах Перми появится наша техника.
Какие у вас планы по развитию предприятия?
– В этом году мы решили принять участие в крупнейшей в мире выставке сельхозтехники, которая пройдет в ноябре в Ганновере. Нас ждет своеобразная «разведка боем». Возможно, участие в такой крупной выставке позволит нашей компании получить новые идеи и открыть для себя новые рынки сбыта продукции.
Однако мы все равно понимаем, что наш основной рынок – это Россия. В первую очередь нам нужно быть сильными внутри страны, и только это даст нам возможность развиваться дальше.