Портал представляет проект «В фокусе». Мы предлагаем вам сфокусироваться на конкретном человеке, его личностной оценке происходящих событий, его жизни, опыте и взглядах. Сегодня «В фокусе» - генеральный директор Грязинского культиваторного завода Равиль Анутов. Руководитель предприятия, обеспечивающего как раз местных сельхозпроизводителей техникой.
14.03.2014, Татьяна Мирзоева, LipetskMedia
В минувшем феврале завод продал продукции на 25 процентов больше, чем в прошлом году. В том числе, свое влияние оказало колебание курса валют. Он утверждает, что не живет в долг, не берет кредиты в банках, что кризис в головах, что государству нужна новая экономическая политика, а российским производителям пора учиться работать с клиентом.
- Грязинский культиваторный завод упоминается практически в каждом отчете ответственных за экономику чиновников как одно из самых успешных предприятий отрасли. Честно говоря, не хотелось, чтобы наш разговор превратился в победные реляции, тем более, что на самом деле проблем хватает.
- В свое время я работал на одном из крупнейших оборонных заводов в Воткинске. Считаю себя учеником Владимира Геннадьевича Садовникова, дважды Героя Социалистического труда, который руководил этим предприятием более двадцати лет. Так вот, он ежемесячно собирал так называемый партхозактив для подведения итогов. И, не дай Бог, если ты выступаешь с трибуны и пытаешься чем-то похвалиться. Выгоняли немедленно с трибуны.
Разговор шел всегда о том, что не получилось, что нужно сделать, чтоб получилось, кто должен помочь или ты справишься сам. И тон разговора - даже не нашего с вами, а разговора на уровне региональных или федеральных властей, и анализ того, что происходит в экономике, промышленности, нужно немного сместить в эту сторону, что будет на пользу всем.
- Главная тема последнего времени, пока ее не затмили события на Украине и последовавшие затем угрозы, в том числе введения экономических санкций, со стороны Запада, - кризис.
- А что такое кризис? Кризис в каждой сфере проявляет себя по-разному. Признаюсь, пока не встречал сколько-нибудь серьезного анализа с последующим рецептом, что делать дальше. Недавно президент Владимир Путин в Красноярске встречался с экспертной группой ученых-экономистов Российской академии наук, обсуждали дальнейшее экономическое развитие страны.
То есть анализ и поиск путей преодоления кризиса на государственном уровне уже идет. Хорошо бы вообще собрать ученых именно разных течений и взглядов и, по принципу выборов Папы Римского, не выпускать их до тех пор, пока не сформируют выверенный рецепт выживания российской экономики.
- Но пока, получается, каждый сам себе «фармацевт», я имею в виду руководителей предприятий, региональные власти, которые каждый на своем уровне пытаются найти свое «лекарство» от кризиса?
- Конечно, с участием государства, федеральных и региональных структур. Сказать, что активная поддержка есть, пока нельзя. Но сдвиги появились. В прошлом году Российской ассоциации производителей сельхозтехники (Росагромаш), членом которой я являюсь, удалось, к примеру, добиться принятия постановления Правительства о поддержке производителя российской сельхозтехники через субсидирование потребителя.
Схема такова – мы продаем фермеру или хозяйству технику с 15-процентной скидкой, а выпадающие средства компенсирует Минсельхоз в пределах тех лимитов, которые предусмотрены для каждого конкретного региона.
На совещании под председательством Медведева, министров сельского хозяйства и экономического развития, руководителей Росагромаша премьер-министр подчеркнул, что госсубсидии должны идти только для российских производителей, что никто не запрещает покупать иностранную технику, но государственные деньги должны идти на российскую технику.
И это не последние шаги российского правительства, я думаю, для поддержки отечественного производителя. После вступления России в ВТО прямая поддержка, как вы знаете, отечественного производителя была ограничена. Но при этом никто не учел, что российские компании оказались, мягко говоря, не в равных с иностранными производителями условиях. Поэтому и приходится совместно искать пути, чтобы совсем не потерять отечественное производство.
- У вас много прямых конкурентов среди иностранных производителей, которые пришли в регион?
Один из ключевых моментов – привлечение кредитных средств. Иностранные компании получают у себя кредиты максимум под 4-5 процентов, а то и вообще нулевые. У нас заемные средства будут стоить минимум 12 процентов годовых.
На последнем совещании промышленников глава области Олег Королев сказал, что экономика перевернута вверх дном – банки правят экономикой, из инструментария они превратились в хозяев. Я принципиально не хочу работать на банки.
- Вы хотите сказать, что живете без привлечения кредитов?
- Последний раз заемные средства мы использовали в 2008 году – тогда начались проблемы со сбытом и я заволновался. Но ситуация выправилась. Удивительное дело, но выяснилось, что у нас появился целый класс крепких, средних хозяйственников, которые научились работать даже в существующих экономических условиях. Научились просчитывать сбыт, риски, зарабатывать не виртуальные, а вполне реальные деньги, которыми и расплачивались за технику. Тогда я понял, что мы не пропадем.
Что же касается кредитов, твердо убежден, если собственник заботится о предприятии и хочет его сохранить, то он найдет способ, как не влезать в долги. Самый простой – не распределять всю прибыль.
- То есть? Это разве не главная цель любого бизнесмена?
- Как в основной своей массе работают собственники? Получили прибыль, слизнули, взяли кредиты, поработали, отдали, излишек слизнули и так по кругу. Если бы мы работали так, то нашего предприятия уже не было бы. Мы ежегодно выплачиваем дивиденды акционерам, их у нас 740, суммы с каждым годом растут, но мы распределяем не всю прибыль, обязательно оставляем заработанные деньги на развитие, чтобы не брать кредиты.
- Если вернуться к поддержке отечественного производителя и неравным условиям для иностранных и российских компаний в условиях ВТО. Одной из главных проблем называют неконкурентоспособность российских товаров, в частности, той же сельхозтехники. С этим как быть?
- Проблема серьезная – российское действительно не хотят покупать, ни станки, ни сельхозтехнику. Возьмем условного владельца агрохолдинга, который заработал деньги на другом бизнесе и теперь решил заняться аграрным. Увы, часто не понимая специфики этой отрасли – что, когда делать, какую технику покупать для конкретных целей и тому подобное.
Главный принцип – я езжу на «Мерседесе», поэтому и сельхозтехника нужна иностранная. А то, что она не подходит для российских полей или не предназначена для данного вида работ, что будут необходимы запасные части и так далее, в конечном итоге затрат у него будет больше, чем если бы он пользовался отечественной техникой.
В 2012 году на средства, выделенные Минпромторгом, были проведены сравнительные испытания российской и иностранной техники на Поволжской МИС. В большинстве случаев российская техника не уступала или даже показала лучшие результаты. Теперь нужно донести до потребителя эти выводы.
На самом деле это очень важный вопрос – нужно заниматься имиджем нашей продукции, то поведение, которое было характерно для нас совсем недавно, недопустимо в сегодняшних условиях.
- Интересный поворот. Чаще говорят о финансовой поддержке, а о работе над имиджем российской продукции я слышу от бизнесмена едва ли не впервые. Но, как правило, к имиджу должно прикладываться для начала качество этой техники.
- Безусловно, это главное. Но нужно думать уже о сервисном обслуживании, о пролонгированной во времени поддержке наших клиентов, реакции на их обращения. То есть не использовать принцип «продал и забыл», а откликаться на любую поломку. Реагировать сразу, ведь пахать надо сегодня, а потом уже разбираться, кто виноват. Нужно, чтобы потребитель понимал, что он не останется один на один с нашей техникой, что завод-производитель выручит. Это к вопросу о том, как нам выживать в сегодняшних условиях.
- Есть еще один аспект непопулярности всего российского. Кроме качества требуется еще и соответствие требованиям времени. Наши технологии от западных отстали, как иногда говорят, навсегда. И хотя слово «инновации» звучит практически в каждом выступлении чиновников, «слаще» от этого не становится.
- Нужно менять подход к этой проблеме уже на уровне государства. Что такое классическая экономика? Это когда изучается спрос, что нужно населению, создается сначала опытный образец, а потом товар идет в массы. А что такое инновационная экономика? Это когда создается продукт, о котором потребитель даже не догадывается, который предвосхитит его потребности. Создать такой продукт способны люди, одаренные, может быть немного сумасшедшие, способные рождать идеи. И такие люди есть, но их никто не слушает и никто не помогает.
Во всем мире работают венчурные компании, которые выуживают таких творцов из огромной серой массы и доводят их идеи до промышленного производства. У нас такого механизма нет, пестования таких творцов нет. Чтобы получить поддержку инновационного проекта, нужно, как минимум, зарегистрировать предприятие или быть индивидуальным предпринимателем. А это сразу же налоги и платежи в бюджет. А с чего их платить, у него же пока только идея.
- И ожидать от российского бизнеса вложения средств в разработку нового продукта не приходится – кто-то выживает, а кто-то просто «слизывает» прибыль, как вы выразились. Тогда как иностранные компании порой до трети своих оборотных средств вкладывает в новые технологии.
- Массово пока российский бизнес вкладывать не спешит, хотя такие случаи есть, потому что отдача от вложенных в новые технологии средств придет очень не скоро, и не все решаются на это.
Но если государство заинтересовано в развитии отечественного производства и технологий, то ему и нужно создавать, возможно, подобные государственные венчурные компании. Оказывать на государственном уровне поддержку идеям, инновациям. Это к вопросу об экономическом анализе и рецептах развития. Решать эти проблемы нужно в комплексе.