30 января 2024

Динамика производства и отгрузок российской строительно-дорожной техники на внутренний рынок за 12 месяцев 2023 года

По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ СДТ), российские заводы строительно-дорожного машиностроения произвели за 12 месяцев 2023 года продукции на общую сумму 90 млрд руб., что на 19% больше, чем за 2022 год. 

 

Отгрузки СДТ на внутренний рынок РФ за рассматриваемый период составили 84 млрд руб., что на 15% выше показателя 2022 года.

В количественном выражении за 12 месяцев 2023 года отгрузки кранов-трубоукладчиков выросли в 2,1 раза, экскаваторов-погрузчиков – на 63%, кранов-манипуляторов – на 35%, экскаваторов – на 29%, дорожных катков – на 21%, мини-погрузчиков – на 12,5%.

Отгрузки телескопических погрузчиков в количественном выражении в 2023 году сократились на 34%, гусеничных бульдозеров – на 17%, автогрейдеров – на 12%, фронтальных погрузчиков – на 6%, автокранов – на 5%.

На производство и отгрузки строительно-дорожной техники положительно повлияли высокие объемы строительства и реализация масштабных инфраструктурных проектов. При этом одной из главных проблем для отрасли является агрессивный импорт. По оценке Ассоциации «Росспецмаш», в 2023 году он вырос на 58% и превысил 440 млрд руб. В результате ряд ключевых сегментов отечественной СДТ показали отрицательную динамику. Импорт доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. Доля, которая приходится на зарубежные поставки этой техники, варьируется от 65 до 94%.

За счет более выгодных условий производства (например, в Китае), а также всесторонней государственной поддержки иностранные производители предлагают потребителю более низкие цены. Зачастую их уровень находится на грани рентабельности или даже за её гранью.

Кроме того, отечественные заводы сталкиваются с отсутствием производства в России ряда ключевых компонентов, либо их предложение не может удовлетворить имеющийся спрос. А такие факторы, как дорогой металл, запретительно высокие ставки по кредитам, высокие налоги, приводят к дополнительным издержкам производства.

Даже в сложившихся непростых условиях отечественные заводы не прекращают инвестиционной деятельности. В разных регионах страны реализуются проекты по строительству новых площадок и модернизации действующих.

Дальнейшее развитие производства в России СДТ потребует создания равных условий конкуренции с иностранными игроками. Важно защищать свой рынок при помощи различных тарифных инструментов, как это делают в зарубежных странах. 

Есть такой действенный и эффективный инструмент для защиты рынка (и прежде всего потребителя), как техническое регулирование. Он позволяет следить за добросовестным выполнением сертификации, чтобы на российский рынок не поступала техника низкого качества. Тогда можно было бы защитить инвестиции компаний, которые активно вкладывают средства в современные технологии, выпуская инновационную, высокопроизводительную продукцию. Такая тактика направлена на стимулирование прогресса.  

То есть, техническое регулирование не должно носить декларативный характер, когда иностранная строительно-дорожная техника попадает на территорию России без проведения комплекса испытаний, согласно техническим регламентам.

Необходимо и дальше использовать механизм утилизационного сбора с условием периодического пересмотра ставок и их гарантированного поэтапного роста в отношении продукции, отечественные производители которой возьмут на себя обязательства по достижению государственных целевых показателей относительно увеличения объема выпуска и рыночной доли.

Нужно направлять гранты на развитие производства ключевых компонентов для строительно-дорожной техники с объемом финансирования не менее 20 млрд рублей на 3 года, распространить льготы для IT-компаний на производителей специализированной техники, углублять кооперацию между производителями и потребителями комплектующих, обеспечить российских машиностроителей и производителей комплектующих льготными кредитами по ставке от 0 до 1%. Налоговая политика при этом должна стимулировать производство внутри страны, а не выполнять исключительно фискальные функции.