Состояние и перспективы развития рынка отечественной дорожно-строительной техники (далее ДСТ) в последние годы – одна из острейших отраслевых проблем. Несмотря на ее регулярное обсуждение на массе отраслевых мероприятии, от профессионального сообщества часто слышится недовольство малым количеством выставок, собственно, российских производителей спецтехники, пишет журнал «Строительство.ru».
Этот и другие вопросы обсуждались на выставке-форуме «Дорога-2024», в рамках которой при участии ассоциации «Росспецмаш» прошла специализированная сессия.
Модератором мероприятия выступил заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш», председатель ТК № 267 «Строительно-дорожные машины и оборудование» Вячеслав Пронин. в своем вступительном слове он краткими штрихами обозначил неоднозначность сегодняшней ситуации на рынке ДСТ.
– У нас в июне-июле рушился рынок, мы видели, как входящие заказы падают, видели отказы от поставок техники, порой даже на финальной стадии сделки, - погрузил присутствующих в проблемы отрасли Вячеслав Пронин. - В тот момент, когда заводы должны расширять свои инвестпрограммы, наращивать объёмы производства, повышать качество техники (и все должно этому способствовать!), они, увы, вынуждены сталкиваться с острой нестабильностью спроса, постоянно возникающими текущими издержками. Вместе с тем Центробанк почти уничтожает возможность кредитования. Оборотных средств часто не хватает. И возникает ситуация, при которой есть все условия для бурного развития отечественного машиностроения (и тем более необходимость его развития!), но экономических условий для этого нет.
Обход мер технического регулирования будет сведен к минимуму
..Тем не менее, на этот раз отечественные производители привезли на выставку весьма обширную экспозицию. По сравнению с подобной выставкой, прошедшей прошлым летом в Тверской области в рамках конкурса механизаторов, и выставкой, состоявшейся на площадке ГК «Автодор» в Сочи, здесь преобладала отечественная техника. На «Дороге-2024» практически не было представлено китайских производителей. Поэтому у гостей мероприятия создалось впечатление, что все уже не так плохо - нашим уже есть что показать. И скоро не будет надобности идти за помощью к китайцам.
Про китайскую технику собравшиеся специалисты говорили совсем немного, но все же обойти ее обсуждение пока еще невозможно. Так, в рамках своего выступления заместитель начальника управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Станислав Черторыжский отметил:
– ДСТ должна быть надежная, качественная и, самое главное, безопасная. В 2022 году рынок ДСТ начал меняться, на него стало приходить много новых зарубежных поставщиков - некоторые из них уже через год уходили. К этой технике - в основном, из стран Азии - зачастую возникало много вопросов по части мер технического регулирования. В 2022 году была введена система электронных паспортов. Она выявила пробелы, которыми пользовались недобросовестные участники рынка для обхода требований, заложенных в российских нормативных документах. Нормы обходились, чтобы ввести в заблуждение и регулятора, и потребителя - с целью сэкономить на безопасности.
А наш производитель, за которым установлен пристальный контроль, на этом сэкономить не может. Поэтому сейчас идет активная разработка изменений в ТРТС (технический регламент Таможенного союза), в рамках которого планируется новая сертификация всех самоходных машин. Планируется привлечение компетентного аккредитованного органа по оценке безопасности техники, который будет нести ответственность за качество перед Росаккредитацией. В рамках новой сертификации обход мер технического регулирования будет сведен к минимуму – это позволит сократить долю техники, выпускаемой с нарушениями.
У подрядных организаций на балансе уже более 50% отечественной техники
На положении дел у отечественных производителей также остановился заместитель начальника Управления научно-технических исследований и информационных технологий ФДА «Росавтодор» Георгий Гончаров.
– За последние годы дорожники реализовали множество крупных инфраструктурных проектов. Строится трасса М-12, введен в эксплуатацию Крымский мост и многие другие объекты. Уже есть понимание, что у крупных подрядных организаций на балансе более 50 % отечественной техники, – сказал Георгий Гончаров. – В целом же, общая потребность отрасли составляет порядка 51 тысячи единиц различных видов ДСТ. Если представить это в процентном отношении, то 54,7% составляет отечественная техника, и 45,3% - импортная.
Источник: Строительство.ru
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»