По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 75% от всего объема производимых в РФ полуприцепов), отгрузки российских зерновозов на внутренний рынок РФ в январе 2024 года по сравнению с январем 2023 года выросли на 86%, до 110 единиц.
В 2023 году по сравнению с 2022 годом отгрузки отечественных зерновозов на российский рынок выросли на 68%, превысив 1,35 тыс. штук.
В январе 2024 года по сравнению с январем 2023 года российские производители увеличили отгрузки автомобильных полуприцепов на 40%, до 1,57 тыс. единиц, однако многие руководители предприятий считают этот рост инерционным. Машиностроители склоняются к тому, что в текущем году основная задача – не допустить снижения выпуска и продаж продукции по сравнению с результатами прошлого года. По самым оптимистичным оценкам, рост по итогам 2024 года может составить 5%.
Основных причин таких прогнозов несколько. Значительно подорожал лизинг. Кроме того, на динамике скажется высокая база 2023 года. Производители также ожидают дальнейшего роста издержек производства. Растут и без того высокие цены на металл, комплектующие, электроэнергию, логистику. Ключевая ставка Центрального Банка находится на запредельно высоком уровне.
Все эти факторы при пессимистичном сценарии могут привести к сокращению производства и отгрузок российских автомобильных полуприцепов.
Динамичное развитие российского прицепного машиностроения в предыдущие годы стало возможным, в том числе благодаря введению утилизационного сбора. Результатом реализации этого эффективного механизма стал тот факт, что отечественные машиностроители уже сегодня могут при необходимости полностью заместить иностранные автомобильные полуприцепы на внутреннем рынке по подавляющему большинству позиций. Для этого у заводов есть все необходимые компетенции и мощности.
В целях реализации этого потенциала важно в дальнейшем развивать инструменты по защите российского рынка от импортной продукции, реализуемой по ценам на грани или за гранью себестоимости. Необходимо, чтобы потребители и дальше могли пользоваться возможностью приобретать российские полуприцепы на льготных условиях. Нужно выравнивать условия конкуренции с иностранными компаниями и поддержать перевозчиков, которые находятся в непростом положении в связи с ростом расходов на осуществление текущей деятельности.
Требуется увеличить размер скидки по программе льготного лизинга до 20-30% в зависимости от вида прицепной техники.
Особое внимание необходимо уделять вопросу выпуска, унификации компонентов с последующей их сертификацией, а также техническому регулированию и разработке государственных стандартов.
Нужно создавать такие условия, чтобы в России было выгодно производить машины, станки, комплектующие.