20 ноября 2023

Старая и ломается: российские аграрии рискуют остаться без техники

Технологичность растениеводства в России под угрозой — аграрии все неохотнее приобретают сельхозмашины, несмотря на существующие госпрограммы поддержки. При этом замены требуют почти половина комбайнов и тракторов, сельхозпроизводители готовы разбирать одни машины, чтобы починить другие и закупать отдельные детали про запас. Что привело к проблемам и насколько они глубоки — разбирался Forbes.

 

Ситуация на российском рынке сельскохозяйственной техники продолжает ухудшаться. По данным Российской ассоциации производителей специализированной техники («Росспецмаш»), с января по сентябрь 2023 года производство агротехники в России выросло на 7,5% год к году, до 218,6 млрд рублей (данные есть у Forbes).

Структура производства меняется, свидетельствуют в «Росспецмаше»: в январе — сентябре российские производители значительно нарастили выпуск зерноуборочных (рост на 48,2%) и кормоуборочных комбайнов (70,8%). Немного «подросли» косилки и пресс-подборщики. Производство по всем остальным категориям — от тракторов до плугов — сократилось.

Forbes уже писал о проблемах отечественных аграриев с закупками сельхозтехники. Основная причина — падение рентабельности аграриев, вызванное снижением цен на зерно в условиях рекордных урожаев и правительственных ограничений на экспорт. Проблема в том, что парк у сельхозпроизводителей старый и требует замены. Общая доля агротехники старше 10 лет составляет около половины рынка, говорит исполнительный директор ассоциации «Народный фермер» Станислав Санкеев.

Срок службы вышел у 60% тракторов и около 40% комбайнов в России, добавляет независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. Но даже в этих условиях приобретение техники в целом стало более избирательным, спрос на наиболее дорогостоящие машины приобретает отложенный характер, отмечает генеральный директор «Росагролизинга» Павел Косов. Некоторые агрохолдинги отложили на неопределенный срок обновление парка сельхозтехники, добавляет исполнительный директор компании «ТендерПро» Ильдар Мухамедиев.

С 2013 года в России действует «программа 1432» (названная по номеру соответствующего постановления Минпромторга), предполагающая выделение производителям техники субсидий для ее продажи со скидкой. В мае 2023-го министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев говорил, что под действие программы в этом году попадет 6000 машин, купить которые аграрии смогут со скидкой в 20%. Но в бюджете 2023 года на «программу 1432» было заложено только 2 млрд рублей против 8 млрд рублей годом ранее. Для сравнения: в 2020 году финансирование программы составило 12 млрд рублей, в 2021-м — 10 млрд рублей.

Снижение финансирования «программы 1432» с 8 млрд до 2 млрд рублей привело в первой половине года к сокращению отгрузок и производства в стране сельхозмашин, объясняют в «Росспецмаше»: «Сегодня предложение сельхозтехники на внутреннем рынке значительно превышает спрос». Уже летом в правительстве нашли дополнительные 3,2 млрд рублей на программу. В результате в сентябре отгрузка тракторов выросла сразу на 36% в количественном выражении год к году, говорят в «Росспецмаше». В ноябре Минфин сообщил, что программу расширят до прошлогодних 8 млрд рублей. Но этих денег все равно мало, сетуют в «Росспецмаше» и считают, что достаточным будет финансирование «программы 1432» в объеме 15 млрд рублей в год, а также выделение дополнительных 10 млрд рублей на гранты для производителей комплектующих.

Данные «Росспецмаша» свидетельствуют, что импорт сельхозтехники вырос.

Самая востребованная — российская и белорусская техника, так как она более доступна по цене и ее проще обслуживать, говорят собеседники Forbes. Но аграрии, по словам Мухамедиева из «ТендерПро», присматриваются к турецким и китайским сельхозмашинам. А также иранским, добавляет Косов из «Росагролизинга».

 «Китайские аналоги не впечатляют, — приводит пример президент группы компаний «Агротех-Гарант» Сергей Оробинский. — Пытаемся «подружиться» с китайскими тракторами, но они менее мощные, надежные и комфортабельные, при этом ощутимо более шумные».

Если говорить о запчастях, отмечает Санкеев, сложности есть по тормозным колодкам, фланцам, подшипникам, гидравлическим системам и другим деталям с истекающим сроком выработки ресурса.

В какой-то степени аграрии сместили акцент на починку старой техники, говорит Мухамедиев. Запчасти от импортных машин зачастую недоступны, добавляет Оробинский, а если и есть в наличии, то дороже в два раза, чем сезоном ранее, и могут доставляться до полугода: «Мы закупаем какие-то узлы, детали про запас, как во времена СССР, правда, нельзя сказать, сильно ли это нам поможет».

«Поскольку зерновые практически не дают прибыли, технику для обработки полей под ними мы не закупаем уже два года», — признается Оробинский. По его словам, парк машин уже на пределе, ресурс его практически выработан. При этом доходы от выращивания сахарной свеклы позволили приобрести технику под эту культуру, отмечает Оробинский, правда, сеялки, уборочные комбайны и погрузчики, каждый из которых может обходиться в 80 млн рублей и более, заказывали в Германии, в России аналогов все еще не существует.

Собеседники Forbes сходятся во мнении, что текущая ситуация грозит существенным падением технологичности российского АПК. Основную проблему отраслевые эксперты видят в госрегулировании — многие проблемы упираются в экспортные пошлины, которые отбирают у растениеводов серьезный кусок прибыли.

Источник: Forbes