18 декабря 2023

Полуприцепы вывозят рекорд. Продажи в 2023 году превысят докризисные значения

Рынок полуприцепов вышел на новый исторический рекорд в 2023 году, достигнув около 40 тыс. штук, констатируют его участники. Хотя в последние месяцы спрос стал немного замедляться на фоне роста ставки ЦБ, потребность перевозчиков в обновлении парка все еще высокая. Отечественные производители, у которых уже более 70% рынка, продолжают наращивать мощности.

 

Продажи отечественных полуприцепов за январь—октябрь выросли на 51,6%, до 17,26 тыс. штук, подсчитал «Росспецмаш» (объединяет данные 75% объема производства). Выпуск заводов РФ за тот же период увеличился на 44%, до 17,6 тыс. штук. Доля производителей РФ на рынке — 79%, говорят в ассоциации, отмечая положительный эффект повышения утильсбора, но указывая на «агрессивный импорт со стороны зарубежных игроков». Там считают необходимым и «дальше развивать меры по защите рынка». Весь рынок полуприцепов за десять месяцев вырос на 52,6%, до 34,3 тыс. штук. Лидер — отечественный «Тонар» (доля — 19,2%).

Гендиректор «Тонара» Денис Кривцов говорит, что «рост ставки ЦБ и стоимости лизинга, конечно, не может не отразиться на продажах». Но, отмечает он, сейчас завод продает технику, заказанную еще год назад, и принимает заказы на 2025 год: «Если продажи в розницу резко снизятся, то очередь может быть пересмотрена. Некая коррекция рынка назрела, он не может постоянно удваиваться».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов говорит, что 2023 год показал существенное увеличение объема продаж не только тягачей, но и полуприцепов. В целом необходимость обновления полуприцепного парка не уменьшится, заключает он.

Денис Кривцов напоминает, что в 2023 году рынок полуприцепов выйдет на рекордные 48 тыс. штук, что почти вдвое больше 2022 года. «Это небывалые цифры. При этом нехватка предложения, в том числе в сегменте рефрижераторов, сохранялась. В следующем году рынок сбалансируется за счет прироста отечественных мощностей»,— рассказывает господин Кривцов. Импорт, полагает он, актуален только до тех пор, пока не хватает локальных мощностей.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что сейчас, несмотря на необходимость обновления парка, продажи полуприцепов замедлятся из-за ухудшения условий кредитования. В 2024 году, по мнению аналитика, рынок может остаться на уровне текущего года, который и так рекордный, либо немного снизиться.

Источник: Коммерсантъ