10 июля 2025

Темпы падения рынка дорожно-строительной техники продолжают расти

Рынок дорожно-строительной техники погружается во все больший кризис. За пять месяцев продажи рухнули на 41,3% год к году, до 18,4 млрд руб. Из-за низкого спроса, связанного с завершением крупных проектов в жилищном и дорожном строительстве, а также высокой ставки ЦБ ситуация с затовариванием складов усугубляется, а предпосылок к существенному восстановлению продаж нет. К росту рынок, вероятно, перейдет ближе к 2027 году, в пик бюджетного финансирования инфраструктурной стройки, считают эксперты.

 

Продажи российской дорожно-строительной техники (ДСТ) на внутреннем рынке в январе—мае сократились на 41,3% год к году, до 18,4 млрд руб., сообщили “Ъ” в «Росспецмаше» (объединяет данные заводов, выпускающих 80% от всей российской ДСТ). При этом темпы падения рынка, следует из данных ассоциации, продолжают нарастать, на 4,7% относительно первого квартала. Причины негативной динамики, рассказали опрошенные “Ъ” участники рынка и эксперты, прежние: кризис в жилищном секторе, завершение крупных дорожных проектов, экспансия рынка со стороны китайских производителей и высокая ставка ЦБ. «Отечественные производители значительно сократили, а многие — остановили инвестиционные программы. Предприятия ищут возможности сохранить свои коллективы и компетенции», — добавляют в «Росспецмаше».

По данным ассоциации, отгрузки автокранов за пять месяцев в штуках упали на 50%, кранов-трубоукладчиков — на 75%, телескопических погрузчиков — на 90%, фронтальных погрузчиков — на 50%, автогрейдеров — на 47%, гусеничных бульдозеров — на 49%, экскаваторов-погрузчиков — на 11%, катков — на 75%, мини-погрузчиков — на 10%. Рост наблюдается в сегменте экскаваторов — на 15%, кранов-манипуляторов — на 31%.

На негативную динамику с продажами российской ДСТ в том числе влияют растущие издержки производства и давление на рынок китайской техники, напоминают в «Росспецмаше».

Особенно остро, считают в ассоциации, ситуация обстоит в сегментах экскаваторов и фронтальных погрузчиков, где доля иностранных машин превышает 90%. «За счет эффекта масштаба производства и государственной поддержки экспорта иностранные производители предлагают потребителю более низкие цены, — поясняют в организации.— Зачастую их уровень находится на грани рентабельности или даже за ее гранью».

Продажи импортной ДСТ, по оценке Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, также снижаются.

Ситуация со стоками в сегменте ДСТ как российского, так и зарубежного производства продолжает ухудшаться, отмечают в «Росспецмаше». «Склады импортеров затоварены по некоторым сегментам на период от года и более», — уточняют в ассоциации. При этом на рынок продолжают давить запасы лизинговых компаний с подержанной техникой, напоминают собеседники “Ъ”. В прошлом месяце директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинга» Николай Фомин оценивал “Ъ” совокупные запасы лизинговых компаний минимум в 5–7 тыс. единиц. «На вторичном рынке появились интересные предложения, поскольку лизинговые компании сбрасывают технику, от которой отказались клиенты», — вторит автомобильный эксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Опрошенные “Ъ” игроки рынка и аналитики не видят предпосылок к ощутимому росту спроса на ДСТ.

Такая техника покупается под определенные проекты, а крупные дорожные стройки сейчас на стадии завершения (в частности, продление трассы М-12 до Екатеринбурга), напоминает господин Моржаретто. «По другим большим проектам не определено финансирование», — уточняет он. Впрочем, и дальнейшего сильного падения в сегменте не прогнозируется: техника в любом случае нуждается в обновлении, считают собеседники “Ъ”. «В части инфраструктурной стройки, в соответствии с действующими документами, пик бюджетного финансирования придется на 2027–2028 годы. Вероятно, и ощутимый рост рынка случится ближе к этим датам», — прогнозирует господин Бабанский.

Источник: Коммерсантъ